Подписан закон о возможности взыскания с чиновников денег, легальное происхождение которых не доказано
Согласно поправкам прокуратура сможет обратиться в суд за взысканием неподтвержденных средств чиновников в течение месяца со дня окончания соответствующей проверки
По словам одного адвоката, итоговый текст закона содержит нормы, которые позволят избежать возбуждения проверок в случаях, когда отсутствие документов, подтверждающих происхождение имущества, обусловлено причинами без неправомерного умысла. Другой ранее отмечал, что сам закон усилит позиции прокуратуры среди правоохранительных органов.
Президент РФ подписал Закон о возможности обращения в доход государственной казны денежных средств, поступивших на счета госслужащих, законность происхождения которых не была подтверждена.
Как ранее писала «АГ», поправки (законопроект № 1133091-7) в Закон о противодействии коррупции были внесены в Думу в марте 2021 г. Проектом предлагалось дополнить закон ст. 8.2, предусматривающей порядок осуществления контроля за денежными средствами должностных лиц, обязанных представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Разработанный механизм позволяет обращать в доход казны РФ денежные средства, поступившие на банковские счета чиновников и членов их семей, если эта сумма превышает их совокупный доход за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения. Детализирован порядок проведения генпрокурором и подчиненными ему прокурорами проверки достоверности сведений о законности получения этих средств. При этом нижний предел денежной суммы, законность получения которой не подтверждена, при котором органы прокуратуры должны обратиться в суд с заявлением о взыскании, составляет 10 тыс. руб. – по аналогии со ст. 48 Налогового кодекса.
В ходе рассмотрения проект был несколько изменен. Согласно финальной версии документа после выявления денежных средств, сумма которых превышает совокупный доход чиновников и членов их семьи за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения, у проверяемого лица запрашиваются сведения, которые подтвердят законность таких средств. При отсутствии такой информации или представлении недостоверных сведений материалы проверки направляются в органы прокуратуры. Появилось уточнение, что прокуратура обращается в суд за взысканием неподтвержденных денежных средств с чиновников в течение одного месяца со дня окончания соответствующей проверки.
Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко отметил, что изначально законопроект предусматривал в случае выявления поступлений на счета чиновников и их родственников денежных средств в большем размере, чем их совокупный доход, направление материалов сразу в прокуратуру. Закон же в данном случае предварительно обязывает контролирующих лиц запросить дополнительные сведения, и только в случае непредставления подтверждающих происхождение имущества документов материалы направляются в прокуратуру: «Это позволит избежать возбуждения проверок в случаях, когда отсутствие документов, подтверждающих происхождение имущества, обусловлено причинами без неправомерного умысла, например по забывчивости чиновника».
По словам эксперта, закон сузил круг лиц, с которыми прокурор может проводить беседу по своей инициативе: в законопроекте были указаны все проверяемые лица, а в законе перечислены только лица, замещавшие (занимавшие) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. «Это, безусловно, позитивно, поскольку в первом случае круг проверяемых неограничен и можно было бы проводить беседы с многими лицами (в том числе с родственниками чиновника). И это, в частности, повлекло бы нарушение такого конституционного принципа, как право хранить тайну о своем имущественном состоянии лицам, не обязанным отчитываться о происхождении своего имущества. Законом также установлен месячный срок обращения прокурора в суд с заявлением о взыскании неподтвержденных излишков имущества, которого в законопроекте не было, после окончания проверки. Конкретизация этого момента также должна сыграть положительную роль. В частности, при решении вопроса о пропуске срока исковой давности, который в гражданском законодательстве имеет весьма существенное значение», – заметил Павел Гейко.
Ранее партнер АБ «ЗКС» Алексей Буканев отмечал, что вносимые в антикоррупционный закон поправки предлагают фактически введение нового вида проверки, которая также предусматривает направление запросов, дачу пояснений в письменной форме, изучение дополнительных материалов, проведение беседы, право наводить справки у физических лиц и получать с их согласия информацию. «Общий посыл законодателя на противодействие коррупции понятен, но он вызывает много вопросов в части эффективности и целесообразности введения новых норм, нарушения институтов права. Понятие банковской тайны в настоящее время очень сильно размывается введением нормы, согласно которой прокурор может по запросу получать сведения из кредитных организаций, это является очередным инструментом обхода данного института права», – заметил адвокат.
Он добавил, что само проведение проверки в рамках Закона о противодействии коррупции вызывает много вопросов. «Больше всего вызвало удивление право прокурора наводить справки у физических лиц и получать с их согласия информацию. Очень похоже, что прокурору поручается и проведение оперативно-розыскной деятельности. Возможно, что сам законопроект вводится для усиления позиций прокуратуры среди правоохранительных органов», – считает Алексей Буканев.