КС защитил право граждан предпенсионного возраста на повышенное пособие по безработице
Суд признал неконституционным законоположение, которое препятствовало выплате максимального пособия по безработице лицам предпенсионного возраста, признанным безработными до 1 января 2019 года
По словам одного эксперта «АГ», КС РФ утвердил равное правовое положение для двух категорий граждан: признанных безработными до 1 января 2019 г. и после указанной даты, закрепив за ними равное право на получение пособия по безработице максимального размера, который установлен для данной категории лиц на соответствующий календарный год. Другая полагает, что обе категории граждан должны находиться в равном правовом положении как субъекты права на защиту от безработицы и права на социальное обеспечение в связи с безработицей. Третья считает, что оспариваемое законоположение порождало в контексте правоприменительной практики дифференциацию, которая не имела объективного и разумного оправдания. Четвертая убеждена, что выводы Суда окажут важное влияние на правоприменительную практику судов, поскольку позволят отойти от сугубо формального подхода. Пятая полагает, что пособие по безработице должно быть приравнено к величине прожиточного минимума региона проживания.
Конституционный Суд вынес Постановление № 11-П по делу о проверке ч. 1 ст. 10 Закона № 350-ФЗ от 3 октября 2018 г. о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий.
Повод для обращения в КС и позиция заявительницы
С середины мая 2018 г. Ирина Котлова была признана безработной, ей было назначено пособие по безработице сроком на один год. До конца 2018 г. пособие выплачивалось ей в максимальном размере в 4,9 тыс. руб. С января 2019 г. размер пособия составил 8 тыс. руб., при этом максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, признанных безработными, на 2019 г. составил 11 280 руб. Срок выплаты пособия Ирине Котловой был продлен еще на 20 календарных недель, при этом она по-прежнему получала пособие в размере 8 тыс. руб. вплоть до назначения ей страховой пенсии по старости.
Ирина Котлова была убеждена, что, поскольку она относится к категории граждан предпенсионного возраста, о чем ее письменно уведомил территориальный орган ПФР, она вправе получать с 1 января 2019 г. пособие по безработице в повышенном максимальном размере. В связи с этим она обратилась в суд за защитой своих прав.
Первая инстанция отказала в удовлетворении иска, а апелляция и кассация поддержали его решение. Суды сочли, что истец была признана безработной до 1 января 2019 г., то есть в период, когда законодательство о занятости населения еще не устанавливало специальных правил определения размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, поэтому выплата ей пособия по безработице производится по правилам, действующим на момент его назначения. Соответственно, на нее не распространяются дополнительные социальные гарантии. Верховный Суд РФ отказался рассматривать кассационную жалобу.
В жалобе в Конституционный Суд Ирина Котлова указала, что оспариваемая ею норма в контексте правоприменительной практики противоречит российской Конституции, поскольку исключает возможность предоставления дополнительных гарантий соцподдержки, установленных ст. 342 Закона о занятости населения в РФ, тем гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до 1 января 2019 г. Такое законоположение, по мнению заявительницы, ставит таких граждан в худшее положение по сравнению с лицами, которые приобрели статус безработного после вышеуказанной даты.
КС проанализировал меры по соцподдержке лиц предпенсионного возраста
Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что на момент признания заявительницы безработной она достигла возраста 54 лет, а потому в силу абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона о занятости населения в РФ в действовавшей на тот момент (то есть до вступления в силу Закона № 350-ФЗ) редакции она уже соответствовала критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста, каковыми считались граждане, которым оставалось два года до наступления возраста, дававшего право выхода на трудовую (страховую) пенсию по старости и составлявшего по общему правилу 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Как пояснил Конституционный Суд, поскольку заявительница формально ставит вопрос о распространении на граждан предпенсионного возраста, признанных безработными до 1 января 2019 г., дополнительных гарантий соцподдержки, предусмотренных ст. 342 Закона о занятости населения в РФ, она фактически оспаривает конституционность ч. 1 ст. 10 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий, причем исключительно в связи с отказом органа занятости населения выплачивать ей с 1 января 2019 г. пособие по безработице в максимальном размере. Соответственно, заметил КС РФ, предметом его рассмотрения по этому делу является ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона в той мере, в какой содержащееся в ней положение служит основанием для решения вопроса о размере пособия по безработице, подлежащего выплате с 1 января 2019 г. гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до указанной даты и при этом уже на момент признания их таковыми соответствовали критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста.
Как пояснил Суд, действующее до 1 января 2019 г. правовое регулирование не только выделяло такую категорию безработных граждан, как лица предпенсионного возраста, которые нуждались в дополнительной соцподдержке со стороны государства в связи с утратой работы и заработка (трудового дохода), но и предусматривало для них дополнительные гарантии в целях повышения уровня их социальной защищенности. Однако специальных правил, касающихся размера пособия по безработице, выплачиваемого этой категории граждан, установлено не было.
Далее, отметил КС, с 1 января 2019 г. к лицам предпенсионного возраста стали относиться граждане, которым остается не два года, а пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая пенсию, назначаемую досрочно. При этом лица предпенсионного возраста получили возможность документального подтверждения имеющегося у них статуса предпенсионера путем бесплатного получения в органах ПФР по месту жительства или работы сведений об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста. С 2019 г. предельные размеры пособия по безработице были повышены, максимальный его размер составил 8 тыс. руб. Вместе с тем для лиц предпенсионного возраста, признанных безработными, был предусмотрен более высокий максимальный размер пособия – 11 280 руб.
«Установление для безработных граждан предпенсионного возраста более высокого максимального размера пособия по безработице было направлено на предоставление им дополнительной социальной поддержки не просто в связи с утратой работы и заработка (трудового дохода), а в связи с объективно возникающими у них трудностями с трудоустройством, обусловленными главным образом достижением ими указанного возраста (сказанное тем более актуально в условиях повышения с 2019 г. возраста выхода на пенсию по старости). При таких обстоятельствах повышенный максимальный размер пособия по безработице призван обеспечить данной категории граждан более весомую – по сравнению с остальными безработными гражданами – материальную поддержку на период поиска новой работы, который, как правило, занимает достаточно длительное время», – отмечено в постановлении.
КС признал оспариваемую норму неконституционной
Как пояснил Суд, сама по себе дифференциация максимальных размеров пособия по безработице путем установления более высокого его максимального размера для лиц предпенсионного возраста в сравнении с иными категориями безработных граждан носила обоснованный характер. Поскольку увеличение минимальной и максимальной величин пособия по безработице никоим образом не должно было повлечь необоснованные различия в объеме материальной поддержки безработных граждан, относящихся к одной и той же категории, в связи с утратой ими работы и заработка, граждане, признанные безработными до этой даты, не могли быть поставлены в худшее положение в плане размера предоставляемого им пособия по безработице по сравнению с такими же гражданами, признанными безработными после 1 января 2019 г.
Для тех граждан, которые были признаны безработными до 1 января 2019 г. и уже на момент признания их таковыми фактически являлись лицами предпенсионного возраста (а значит, и сохранили статус лица предпенсионного возраста на дату вступления в силу Закона № 350-ФЗ), первостепенное значение при решении вопроса о размере причитающегося им пособия по безработице в связи с увеличением с вышеуказанной даты предельных размеров данного пособия должен иметь факт их принадлежности к категории лиц предпенсионного возраста. В связи с этим Суд счел, что гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в 12-месячный период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, – вне зависимости от даты признания их безработными (до или после 1 января 2019 г.) – должно быть предоставлено равное право на получение пособия по безработице с учетом того максимального размера, который установлен Правительством РФ для данной категории граждан на соответствующий календарный год.
Таким образом, КС признал неконституционной оспариваемую норму в той мере, в какой она препятствует выплате с 1 января 2019 г. пособия по безработице в повышенном максимальном размере, установленном для граждан предпенсионного возраста, тем из них, кто, фактически уже являясь лицом предпенсионного возраста, был признан безработным до указанной даты и получал данное пособие в максимальном размере. Он также распорядился пересмотреть судебные решения по делу заявительницы.
Эксперты «АГ» поддержали выводы Суда
Адвокат, член Коллегии адвокатов г. Новосибирска «Заельцовская» Татьяна Яцученко напомнила, что выплата пособия по безработице является основной мерой социальной поддержки безработных граждан: «В отношении безработных граждан из числа лиц предпенсионного возраста федеральным законодателем предусмотрены специальные – льготные по сравнению с общеустановленными – правила назначения и выплаты пособия по безработице, включая порядок определения его размера и сроков выплаты».
По словам эксперта, сравнительный анализ положений Закона о занятости населения в редакции до и после 1 января 2019 г. позволяет прийти к выводу, что изменились критерии отнесения безработных к лицам предпенсионного возраста. «До этой даты к таким лицам относились граждане, которым оставалось два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по возрасту, в том числе досрочную. После этой даты к лицам предпенсионного возраста стали относиться граждане, которым остается не два года, а пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая пенсию, назначаемую досрочно. При этом продолжительность периодов выплаты пособия по безработице, в том числе с учетом их продления за каждый год работы, превышающий требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту; размеры пособия по безработице в процентном выражении к заработку; условие о том, что конкретный размер пособия не должен быть менее минимального и выше максимального размера пособия по безработице, в отношении безработных граждан из числа лиц предпенсионного возраста не изменились», – пояснила Татьяна Яцученко.
Адвокат заметила, что граждане предпенсионного возраста, признанные безработными до 1 января 2019 г., равно как и относящиеся к той же категории лица, признанные безработными после указанной даты, фактически находятся в одинаковой жизненной ситуации, обусловленной утратой работы и заработка, и в одинаковой мере испытывают трудности в поиске новой работы, обусловленные главным образом достижением ими указанного возраста. Соответственно, они в силу принципов справедливости и равенства должны находиться и в равном правовом положении как субъекты права на защиту от безработицы и права на социальное обеспечение в связи с безработицей (в том числе в части максимального размера пособия по безработице, независимо от даты признания такого лица безработным).
«По этой причине я абсолютно согласна с правовой позицией и выводами Конституционного Суда РФ, что оспариваемое законоположение при его применении в системе действующего правового регулирования порождает дифференциацию в размерах пособия по безработице, выплачиваемого лицам, относящимся к одной и той же категории – граждане предпенсионного возраста, в зависимости исключительно от даты признания лица безработным. Подобная дифференциация не имеет объективного и разумного оправдания, не согласуется с принципами справедливости и равенства при реализации прав граждан на защиту от безработицы и на социальное обеспечение в связи с безработицей, а потому не может быть признана допустимой», – подытожила Татьяна Яцученко.
Адвокат, старший юрист АБ «Качкин и партнеры» Ольга Дученко отметила, что Конституционный Суд рассмотрел важный вопрос о возможности предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки – пособия по безработице в максимальном размере – лицам предпенсионного возраста, признанным безработными до 1 января 2019 г. «Постановление КС окажет важное влияние на правоприменительную практику судов, поскольку позволит отойти от сугубо формального подхода. Следует согласиться с совершенно обоснованными выводами КС РФ о том, что гражданам предпенсионного возраста должно быть представлено равное право на получение пособия по безработице с учетом того максимального размера, который установлен Правительством РФ на календарный год. И такое право не должно зависеть от даты признания лица безработным, никакого разумного оправдания для такой дифференциации нет. Тем более, что, действительно, безработным гражданам предпенсионного возраста объективно сложно найти работу из-за достижения ими указанного возраста. К сожалению, как правило, многие работодатели предпочитают брать на работу сотрудников моложе 50 лет», – подчеркнула она.
Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Ольга Туренко считает, что КС РФ утвердил равное правовое положение для двух категорий граждан: признанных безработными до 1 января 2019 г. и после указанной даты, закрепив за ними равное право на получение пособия по безработице максимального размера, который установлен для данной категории лиц на соответствующий календарный год. «Неравное положение граждан, обусловленное датой признания их безработными, с учетом нахождения данных лиц в одинаковых жизненных условиях не согласуется с принципами справедливости и равенства при реализации прав граждан. Граждане должны находиться в равном положении как субъекты права на социальное обеспечение в связи с безработицей. Соответственно, вышеуказанный вывод КС, безусловно, логичен и коррелирует с конституционным принципом равенства всех перед законом, закрепленным в ст. 19 Конституции РФ», – подчеркнула она.
По словам эксперта, сложившаяся судебная практика рассмотрения данной категории дел носит дискриминационный характер, так как в отсутствие рассматриваемого постановления КС РФ у судов не было оснований выносить иные судебные решения. «Соответственно, постановление Суда является основанием для пересмотра и нового пути формирования судебной практики по данной категории дел. Увеличивающееся количество дел данной категории актуализирует постановление КС РФ, которое послужит целям экстренного нивелирования сложившегося дискриминационного подхода при разрешении подобной категории споров», – резюмировала Ольга Туренко.
Юрист компании «Юрист-Медиа» Гульнара Собко полагает, что постановление породит положительную судебную практику по рассмотрению аналогичных вопросов, поскольку людям предпенсионного возраста особенно сложно найти новую работу. «Выводы Суда позволят максимально изменить материальное положение граждан предпенсионного возраста. В идеале пособие по безработице, направленное прежде всего на поддержку граждан, которые лишились работы в силу объективных обстоятельств (в том числе по причинам, не связанным с их виновным поведением), должно быть приравнено к величине прожиточного минимума региона проживания», – убеждена она.
Адвокат Адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва выразила согласие с выводами КС РФ. По ее словам, не должно быть необоснованного различия в объеме материальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам, относящимся к одной и той же категории, в связи с утратой ими работы и заработка (трудового дохода). «Соответственно, граждане, признанные безработными до 1 января 2019 г., не могли быть поставлены в худшее положение с точки зрения размера предоставляемого им пособия по безработице по сравнению с такими же гражданами, признанными безработными после указанной даты. Обе категории граждан должны находиться в равном правовом положении как субъекты права на защиту от безработицы и права на социальное обеспечение в связи с безработицей», – полагает она.