Госдума согласилась с «обнулением» президентских сроков после принятия поправок к Конституции

10 марта депутаты рассмотрели почти 400 дополнений в законопроект о поправке к Конституции и приняли его во втором чтении

Госдума согласилась с «обнулением» президентских сроков после принятия поправок к Конституции

В ходе пленарного заседания депутат Валентина Терешкова предложила указать в законопроекте, что после вступления в силу поправок действующий президент имеет право снова избираться на пост главы государства. Владимир Путин, выступивший перед парламентариями, посчитал, что это допустимо в случае получения положительного заключения Конституционного Суда.

10 марта во втором чтении принят проект Закона о поправке к Конституции РФ (№ 885214-7). Указанный акт состоит из трех статей. В первой из них содержатся все предлагаемые поправки, во второй – регулирование процедуры общероссийского голосования. А в третьей – отдельные вопросы, связанные со вступлением в силу первых двух статей, для чего потребуется получить заключение КС РФ о соответствии главам 1, 2 и 9 Конституции двух предыдущих статей и порядка вступления в силу поправок.

Как сообщает Государственная Дума, третье чтение состоится 11 марта. Общероссийское голосование по вопросу о принятии поправок запланировано на 22 апреля 2020 г.

О детях как о важнейшем приоритете госполитики предлагается указать в главе «Федеративное устройство»

Статью 67 Конституции предложено дополнить указанием на то, что в России могут быть созданы федеральные территории, организация публичной власти на которых устанавливается законом о таких территориях. Депутаты поддержали указание в этой же норме на то, что РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории России, а также призывы к таким действиям не допускаются, исключение составляют делимитация, демаркация и редемаркация границ с «сопредельными государствами».

Согласно предложенной редакции ст. 67.1 в Конституции появится упоминание о том, что РФ является «правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации».

В той же норме планируют указать, что РФ, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам «идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства», признает исторически сложившееся государственное единство, чтит память защитников Отечества и обеспечивает защиту исторической правды. При этом подчеркивается, что умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

В ч. 4 ст. 67.1 может появиться указание на то, что дети являются важнейшим приоритетом политики государства, которое создает условия, способствующие всестороннему развитию детей, воспитанию в них «патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» и, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Статью 68, касающуюся государственных языков РФ и ее республик, предложено дополнить указанием на то, что русский язык является государственным как «язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов».

Кроме того, в ст. 70 считают необходимым отметить, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть не Москва, а другой город, определенный федеральным конституционным законом. Фактически указанное правило работает и сейчас. Так, в силу прямого указания ч. 1 ст. 115 Закона о Конституционном Суде РФ местом постоянного пребывания этого органа уже много лет является г. Санкт-Петербург.

Изменение предметов ведения РФ и ее субъектов

Депутаты согласились с необходимостью скорректировать компетенцию государства и регионов. В частности, в ст. 71 предлагается отметить, что к компетенции РФ относятся организация публичной власти, установление единых правовых основ здравоохранения, воспитания и образования (в том числе непрерывного), а также обеспечение безопасности при применении информационных технологий и обороте цифровых данных.

Помимо этого более подробно раскрыты положения, касающиеся госслужбы. Отмечается, что РФ имеет полномочия по установлению ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства или какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. Кроме того, Россия вправе ввести ограничения, связанные со счетами, вкладами, хранением наличных и ценностей в иностранных банках, расположенных в других странах.

В области совместного ведения государства и регионов появится указание на необходимость обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью.

Статья 72 Конституции может быть дополнена п. «ж.1», согласно которому РФ и ее субъекты вместе защищают институт брака как союз мужчины и женщины, создают условия для достойного воспитания детей в семье и для заботы совершеннолетних детей о своих родителях. Отметим, что указание на брак как на союз мужчины и женщины, приоритет семейного воспитания детей фигурируют в числе принципов семейного законодательства, отраженных в ст. 1 СК РФ. В этом же кодексе указано и на обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Госдума поддержала необходимость закрепления в Конституции того, что наше государство уважает труд граждан и гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России. Здесь же планируют указать на гарантии по обязательному социальному страхованию, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных выплат. В ч. 6 ст. 75 отмечено, что система пенсионного обеспечения граждан в РФ формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, а также осуществляется индексация пенсий.

Ограничения для госслужащих и защита суверенитета

Принятые в первом чтении требования об отсутствии иностранного гражданства или какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание за пределами РФ, для Президента РФ, высших должностных лиц субъектов, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, председателя правительства и его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также для судей дополнились запретом на наличие у таких лиц счетов и вкладов в иностранных банках, расположенных в других государствах, а также на хранение в таких организациях наличных и ценностей. Ко второму чтению аналогичные требования появились и применительно к Уполномоченному по правам человека и прокурорам.

Депутаты поддержали указание на то, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции России, не подлежат исполнению в нашей стране.

В законопроекте появилось упоминание о дополнении Основного Закона ст. 79.1, в соответствии с которой Россия принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

Поправки в главу о Президенте РФ во втором чтении также несколько изменились

Как и прежде, кандидатам на должность Президента РФ предлагается установить требования о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет.

В то же время принятый в первом чтении проект исходил из того, что Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Советом Федерации по представлению президента. Во втором чтении депутаты согласились с тем, что указанных должностных лиц должен назначать на должность и освобождать от нее Президент РФ после консультаций с Советом Федерации. Предполагается, что те же полномочия глава государства будет осуществлять по отношению к прокурорам субъектов и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов, и иным прокурорам, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен законом.

Кроме того, как указано в законопроекте, президент формирует Государственный совет РФ для «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики».

Предлагается закрепить в Конституции неприкосновенность президента, прекратившего исполнение своих полномочий. Однако согласно ст. 93 он может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном для отрешения от должности действующего Президента РФ.

Отдельные поправки отражают то, что сегодня уже содержится в законодательстве. Так, например, предлагается указать, что Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, а Государственной Думе – кандидатуры для назначения на должность заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов. Сегодня упоминание о том, что лица назначаются на соответствующие должности по представлению президента, содержится в Законе о Счетной палате РФ.

Усиление роли парламента

Согласно предлагаемой редакции ст. 95 Конституции в Совет Федерации, помимо двух представителей от каждого субъекта РФ, пожизненно будет входить президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока или ушедший в отставку. При этом экс-президент вправе отказаться от полномочий сенатора. Кроме того, в Совет Федерации также войдут до 30 представителей РФ, назначаемых президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно, остальные исполняют свои обязанности в течение шести лет. При этом бессрочно сенаторами могут быть граждане, имеющие «выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности». Отметим, что сегодня в СФ РФ также могут быть включены представители Российской Федерации, однако их максимально возможное количество почти в два раза меньше – не более 10 % от числа остальных сенаторов.

Предлагается дополнительно указать в ст. 102 Конституции на то, что к компетенции Совета Федерации относится прекращение по представлению президента полномочий председателей Конституционного и Верховного судов, их заместителей, судей этих судов, а также председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Планируется, что Конституция будет дополнена ст. 103.1, согласно которой Совет Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Добавим, что в настоящий момент уже действует Закон о парламентском контроле.

В случае принятия закона Государственная Дума получит право утверждать кандидатуру председателя правительства, его заместителей и федеральных министров.

Правительство под общим руководством президента

Госдума полагает, что формулировку ч. 1 ст. 110 Конституции, согласно которой исполнительную власть в РФ осуществляет правительство, необходимо дополнить фразой «под общим руководством Президента РФ».

Ко второму чтению в законопроекте появилось упоминание о том, что Государственная Дума рассматривает представленную президентом кандидатуру председателя правительства в течение недели со дня внесения такого представления. Согласно действующей редакции ч. 4 ст. 110 Конституции после трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства президент назначает председателя правительства, распускает Госдуму и назначает новые выборы. Согласно направленной в третье чтение редакции Президент РФ вправе, но не обязан распускать Госдуму.

Однако может появиться еще один случай, когда президент получит возможность распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Согласно ч. 4 и 5 ст. 110 это будет возможно в том случае, если после трехкратного отклонения депутатами представленных в соответствии с частью второй данной статьи кандидатур более одной трети должностей членов правительства (за исключением тех министров, которых президент назначает самостоятельно) остаются вакантными.

В ст. 113 предлагается указать, что председатель правительства несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий. Помимо этого предложены и иные поправки в части более подробного раскрытия полномочий правительства.

Расширены полномочия КС, но количество его судей станет меньше

Часть 2 ст. 118 предлагается дополнить указанием на то, что судебная власть осуществляется посредством не только конституционного, гражданского, административного и уголовного, но и арбитражного судопроизводства.

Предлагается также усилить роль Конституционного Суда, наделив его возможностью проверять по запросам президента конституционность проектов законов о поправке к Конституции, федеральных и федеральных конституционных законов, а также принятых палатами Федерального Собрания законов до их подписания президентом. В то же время предлагается сократить количество судей КС с 19 до 11 человек.

Местное самоуправление и прокуратура

Статья 131 может быть дополнена правилом, согласно которому органы государственной власти смогут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

В принятой редакции ст. 129 предложено указать, что прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Процедура голосования

Предполагается, что общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок будет проведено после вступления в силу закона о поправке и в случае дачи Конституционным Судом заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений этого Закона и о соответствии Конституции порядка вступления в силу статьи первой.

Общероссийское голосование назначается указом президента, в котором должен содержаться «вопрос, который выносится на общероссийское голосование». При этом законом о поправке уже определен день такого голосования – 22 апреля 2020 г. Этот день является нерабочим. Порядок общероссийского голосования будет утвержден Центральной избирательной комиссией.

Процедура вступления закона о поправке в силу существенно усложнена

Согласно принятому во втором чтении проекту, соответствующий закон вступит в силу со дня официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Поскольку ст. 1 и 2 вступают в силу в особом порядке, указанное правило касается только ст. 3.

После вступления в силу ст. 3 закона Президент РФ направит в Конституционный Суд запрос о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции не вступивших в силу положений и порядка вступления в силу его первой статьи. В течение семи дней КС обязан дать соответствующее заключение. В случае выявления неконституционности акта общероссийское голосование не проводится. Если же КС дает заключение о соответствии Конституции, ст. 2 вступает в силу, и проводится общероссийское голосование. Сами поправки вступят в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования, если за них проголосуют более половины граждан, принявших участие в таком голосовании.

В процессе обсуждения в Госдуме появились новые поправки

В ходе пленарного заседания депутат Госдумы Валентина Терешкова предложила либо снять ограничение по количеству президентских сроков, либо «записать в одну из статей законопроекта положение о том, что после вступления в силу обновленной Конституции действующий президент, как и любой другой гражданин, имеет право избираться на пост главы государства».

Председатель ГД РФ Вячеслав Володин отметил, что такое предложение необходимо обсудить с Владимиром Путиным, который чуть позже приехал, чтобы выступить перед депутатами. По его словам, второй предложенный Валентиной Терешковой вариант возможен, но только если Конституционный Суд РФ даст официальное заключение о том, что такая поправка не противоречит Конституции.

Как сообщает Государственная Дума, депутаты поддержали поправку об «обнулении» президентских сроков. «Конечно, возможность, которая предоставлена Президенту Российской Федерации после 2024 года – по окончании срока полномочий избираться – однозначно принесет больше стабильности», – считает Вячеслав Володин.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля