Адвокатуру предложено прописать в главе 7 Конституции, посвященной судебной власти и прокуратуре
Федеральная палата адвокатов предлагает включить в нее положение о том, что адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом
Президент ФПА Юрий Пилипенко сообщил, что соответствующее предложение будет направлено в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ и в Государственную Думу. В этот же день стало известно, что сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников предложили поправки к президентскому законопроекту об изменении Конституции, которые переносят на конституционный уровень некоторые положения, касающиеся судебной системы.
4 февраля пресс-служба ФПА опубликовала заявление президента Федеральной палаты Юрий Пилипенко, которое касается внесения изменений в Конституцию, предложенных Президентом России: «Если изменение Конституции неизбежно, то стоит обратить внимание на “запретное слово” современного Основного Закона России. Это – адвокатура».
Место адвокатуры в Конституции
Он пояснил, что в 1993 г. законодатели торопились, и им было не до адвокатуры, поэтому она упоминается только в той части текста Конституции, где речь идет о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами.
По словам Юрия Пилипенко, само название главы 7 «Судебная власть и прокуратура» является не идеальным и более правильно было бы называть ее «Судебная власть, прокуратура и адвокатура». «Добавить в главу 7 упоминание адвокатуры – крайне важно», – считает президент ФПА.
В связи с этим Федеральная палата адвокатов предлагает включить в главу 7 Конституции РФ следующее положение: «Адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом».
«Этого вполне достаточно, чтобы и эта глава, и в целом Конституция перестали иметь в некотором смысле “обвинительное звучание”. Ведь принцип состязательности, прямо указанный в п. 3 ст. 123, не может быть реализован без института, его обеспечивающего, то есть без адвокатуры», – подчеркнул Юрий Пилипенко.
Также он отметил, что суд присяжных, указанный в главе 7 в следующем пункте, не может выполнять свои задачи, если нет состязания между обвинением (прокуратурой) и защитой (адвокатурой). «В тексте Конституции достаточно подробно сказано о суде, указана прокуратура, и лишь адвокатуре, без которой правосудие невозможно, отказано в упоминании ее роли. Это надо срочно исправить», – заключил президент ФПА.
Свою позицию ФПА РФ намерена направить в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ и в Государственную Думу.
Поправки Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова
Между тем 4 февраля Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству сообщил о поступлении поправок сенатора Андрея Клишаса и депутата Павла Крашенинникова ко второму чтению президентского законопроекта, которые также касаются изменения главы 7 Конституции. Отмечается, что предложенные изменения переносят на конституционный уровень некоторые положения, касающиеся судебной системы, а также уточняют ряд конституционных норм в целях обеспечения большей ясности и точности.
В частности, предлагается дополнить ч. 3 ст. 118 Конституции положениями, раскрывающими, что судебную систему Российской Федерации составляют: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ.
В ст. 125, посвященную Конституционному Суду, предлагается внести несколько уточняющих изменений. Во-первых, предложено уточнить, что КС может разрешать дела о соответствии Конституции не только федеральных законов и иных нормативных актов, но и федеральных конституционных законов.
Во-вторых, уточняются положения ч. 4 этой статьи – о проверке конституционности законов и иных нормативных актов по жалобам граждан и по запросам судов. Предлагается указать, что по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан КС проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, которые были применены в конкретном деле, в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Либо по запросам судов – тех законов и актов, которые только подлежат применению в конкретном деле.
В-третьих, предложено дополнить ч. 6 ст. 125 указанием на то, что признанные конституционными акты или их отдельные положения в истолковании, данном Конституционным Судом, не подлежат применению в ином истолковании (сейчас это предусмотрено только в федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде»).
Также предлагается внести в ст. 126, посвященную Верховному Суду, уточняющую правку, конкретизировав суды, которые осуществляют судебную власть посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В ч. 3 ст. 128 предусмотрено внесение дополнения о том, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и других федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Помимо этого закрепляется, что порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством.
Предлагается распространить предложенный Владимиром Путиным порядок назначения региональных прокуроров на приравненных к ним прокуроров военных, природоохранных и иных специализированных прокуратур, а также на Генерального прокурора РФ и его заместителей. Соответствующие изменения подготовлены в ст. 129 Конституции.
Ранее сообщалось, что поправки к законопроекту необходимо представить до 6 февраля, а второе чтение было запланировано на 11 февраля. Однако в связи с серьезностью вопроса и большим количеством поступающих предложений эти сроки были сдвинуты – сейчас поправки к проекту можно представить вплоть до 14 февраля, а дата второго чтения не обозначена. Сегодня Владимир Путин высказался о том, что срок рассмотрения поправок в Конституцию займет около 3,5 месяцев.