А была ли задолженность?
ВС указал на обязанность уполномоченных органов проверять причину задолженности за ЖКУ при отказе предоставлять субсидию
Скудная Дарья
Ведущий юрист INTELLECT
09 Сентября 2021
Судебная практикаГражданское право и процесс
Споры о выплате субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг социально незащищенной категории граждан, к сожалению, остаются распространенным явлением, несмотря на то, что в 2018 г. Верховный Суд РФ уже высказывал свою позицию по данному вопросу в рамках разрешения аналогичных споров (например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14).
Проблема в том, что органы соцзащиты формально принимают решения о приостановлении (прекращении) выплаты субсидии определенным категориям граждан ввиду наличия у них задолженности за ЖКУ и не исследуют причины ее возникновения.
При этом, как указано в п. 47 Постановления Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер соцподдержки.
При наличии уважительных причин (невыплата зарплаты в срок, тяжелое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних и др.) в предоставлении субсидии не может быть отказано.
Нередки также ситуации, когда поступающие в управление соцзащиты в рамках информационного обмена сведения о наличии у гражданина задолженности по оплате ЖКУ недостоверны. О задолженности гражданин узнает непосредственно из уведомления управления соцзащиты о приостановлении (прекращении) предоставления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. В то же время управление узнает об этой задолженности от управляющей организации. При этом поводом для образования задолженности может послужить техническая ошибка в сведениях управляющей организации об оплатах либо неучтенный платеж, что порождает судебные споры между гражданами и управляющими (ресурсоснабжающими) организациями.
Однако органы соцзащиты зачастую не выясняют обстоятельства образования задолженности и, игнорируя нормы закона, формально отказывают гражданам в начислении субсидии по причине наличия задолженности. В свою очередь при рассмотрении подобных споров суды нередко не проверяют период возникновения задолженности, а также не учитывают, что приведенный в региональных нормативных правовых актах перечень уважительных причин не является исчерпывающим.
Верховный Суд неоднократно указывал, что право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер соцподдержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.
В Определении
от 26 июля 2021 г. № 14-КГ21-13-К1 Суд в очередной раз указал на недопустимость формализма при решении вопроса о приостановлении (прекращении) предоставления субсидий на оплату ЖКУ при наличии информации о задолженности у получателя субсидии.
Однако данное определение отличается от предыдущих тем, что в нем конкретно, по пунктам, обозначена обязанность управления соцзащиты проверять причины возникновения такой задолженности, подчеркнута недопустимость произвольного применения уполномоченным органом положений законодательства о мерах социальной поддержки граждан.
Надеюсь, выводы, изложенные в определении, будут способствовать сокращению количества судебных споров, связанных с отказами в выплате субсидии, поскольку прямо указывают на обязанность уполномоченных органов при принятии подобных решений самостоятельно исследовать причину возникновения задолженности за ЖКУ.