Законодательный дайджест: международные перевозки и оценка долей

Иллюстрация: recraft.ai

На этой неделе в Госдуме прошло два пленарных заседания: во втором чтении приняли поправки о цифровизации делопроизводства по КоАП, а в третьем утвердили запрет рекламы на заблокированных сайтах. Среди 28 новых законопроектов выделяется правительственная инициатива о расчете стоимости доли в ООО: ее хотят считать, исходя из оценки рыночной цены актива. Совет Федерации одобрил ратификацию двух международных договоров – с Китаем и Белоруссией. Оба соглашения упрощают перевозку грузов.


Для бизнеса

◉ Разъяснить порядок уплаты 3% сбора с доходов от рекламы

Инициатор: минцифры.
Этап рассмотрения: проект опубликован для общественного обсуждения.

С 1 апреля распространители рекламы (владельцы сайтов, блогеры), операторы рекламных систем (платформы, например «Яндекс Директ») и рекламодатели, работающие с иностранными компаниями, будут перечислять в федеральный бюджет 3% квартального дохода от рекламы в интернете. Минцифры уточнит особенности исчисления и уплаты этих обязательных отчислений.

В частности, проект конкретизирует базу для уплаты сбора, устанавливает правила работы с агентами и рассказывает о расчете и уплате отчислений через личный кабинет. Общественное обсуждение проекта завершится в конце апреля. 

◉ Утвердить новый регламент контроля госзакупок

Инициаторы: ФАС.
Этап рассмотрения: проект опубликован для общественного обсуждения.

Обновленный регламент регулирует порядок, сроки и содержание проверок. В отличие от действующего положения, новый документ детально описывает этап планирования проверок на очередной календарный год и содержание уведомления об их проведении. Оно должно включать в себя, в том числе, информацию о необходимости предоставить проверяющим помещение для работы. Также в регламенте подробно расписано содержание акта проверки —  в нем появилось требование о системном изложении документально подтвержденных нарушений и о приложении возражений.

◉ Определить действительную стоимость доли

Инициатор: правительство.
Этап рассмотрения: законопроект внесен в Госдуму (№ 876952-8).

В законе «Об ООО» закрепят правило об определении действительной стоимости доли. Для этого потребуется независимая оценка ее рыночной цены. До ее определения общество может выплатить балансовую стоимость и затем уже компенсировать разницу. 

Как отмечается в пояснительной записке, сейчас расчет цены вызывает много споров, а практика по этому вопросу неоднозначна. Новый порядок должен устранить разногласия.

◉ Установить условия кредитных каникул для малого и среднего бизнеса

Инициаторы: депутаты ЛДПР, «Единой России», «Справедливой России» и «Новых людей», сенаторы Совета Федерации.
Этап рассмотрения: законопроекты приняты в первом чтении (№ 684400-8, № 684414-8).

Законопроект предусматривает возможность устанавливать кредитные каникулы для самозанятых, малого и среднего бизнеса. Во время каникул кредитор начислит проценты за пользование кредитом по ставке, предусмотренной договором. Заемщик должен будет гасить только их. Льготный период по одному договору будут предоставлять раз в пять лет.

Максимальный размер кредита, который позволит заемщику попросить о льготном периоде, определит правительство. Пока кабмин этого не сделает, максимальный размер кредита для льготного периода у самозанятого составит 10 млн руб., у микропредприятия — 60 млн руб., у малого — 400 млн руб., у среднего — 1 млрд руб.

В 2020–2023 годах власти уже использовали аналогичные меры поддержки, замечает Филипп Данько, генеральный директор консалтинговой компании O2Consulting.  Тогда малые и средние предприятия подали более 90 000 заявок на кредитные каникулы, из которых одобрили 59 100. Это указывает на устойчивый спрос подобных инструментов в кризисные периоды. В краткосрочной перспективы такая мера способна снизить количество банкротств.

Кредитные каникулы позволят бизнесу временно снизить финансовую нагрузку и предотвратить немедленные дефолты. При этом важно помнить, что отсрочка платежей не отменяет долги, а лишь переносит их оплату с прибавлением процентов, из-за чего предприятия могут попасть в «долговую ловушку».

Филипп Данько, генеральный директор консалтинговой компании O2Consulting

◉ Запретить рекламу товаров и услуг на заблокированных сайтах

Инициаторы: депутаты ЛДПР, КПРФ, «Единой России», «Справедливой России», сенаторы Совета Федерации.
Этап рассмотрения: закон принят Госдумой, направлен в Совет Федерации (№ 652920-8).

Закон запрещает рекламу на информационных ресурсах:

  • иностранных или международных компаний, деятельность которых признана нежелательной;
  • компаний, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете;
  • на заблокированных ресурсах. 

Аналогичный запрет уже установлен в отношении рекламы у иноагентов.

Закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Отвечать за несоблюдение запрета будут рекламодатели и рекламораспространители. По общему правилу за нарушения в сфере рекламы должностному лицу или ИП грозит штраф от 4 000 руб. до 20 000 руб., а компании – от 100 000 руб. до 500 000 руб. (ст. 14.3 КоАП).


Цифровизация административного процесса

◉ Реформировать производство по делам об административных правонарушениях

Инициатор: правительство.
Этап рассмотрения: законопроекты прошли второе чтение (№ 758177-8, № 758179-8).

Правительство предлагает закрепить в КоАП основу для цифровизации административного процесса. Благодаря этому появятся правила об электронном документообороте, участии в процессе через ВКС, а извещать стороны планируют через личные кабинеты юрлиц и ИП. Реформу административного делопроизводства разрабатывал Минюст. Поправки согласовали многие госорганы, включая ВС, Главное правовое управление президента, ЦБ и Генпрокуратуру. Министерство экономики, Минцифры, МВД и Институт сравнительного правоведения тоже поддержали предлагаемые инициативы.

Эти законопроекты вызывают двойственные чувства, говорит Олег Москвитин, партнер Delcredere

Delcredere

Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

группа
Санкционное право

группа
Антимонопольное право

группа
Интеллектуальная собственность (консультирование)

группа
Банкротство (реструктуризация и консультирование)

группа
Банкротство (споры high market)

группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)

группа
Финансовое/Банковское право

группа
Частный капитал

Профайл компании

×

. С одной стороны, производство по административным правонарушениям заметно отстает от остальных: в арбитражных судах система «электронного правосудия» работает более 14 лет, в гражданском процессе норма о ВКС закреплена с 2013-го, в уголовном – с 2022 года. Аналогичные положения есть и в КАС. 

С другой стороны, есть опасение относительно «разнонаправленного» регулирования электронного документооборота. Вместо создания единой платформы, законопроект № 758179-8 предлагает госорганам и ЦБ самостоятельно определить правила направления электронных документов и извещений. В результате граждане и бизнес могут столкнуться с множеством различных правил и сервисов.

Важно, чтобы цифровизация и связанное с ней ускорение не пошли в ущерб качеству рассмотрения дел и полноценному извещению сторон. При этом реализация предложенных норм будет зависеть от технической оснащенности и «подкованности» как органов, рассматривающих дела, так и самих граждан.

Олег Москвитин, партнер Delcredere

Delcredere

Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

группа
Санкционное право

группа
Антимонопольное право

группа
Интеллектуальная собственность (консультирование)

группа
Банкротство (реструктуризация и консультирование)

группа
Банкротство (споры high market)

группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)

группа
Финансовое/Банковское право

группа
Частный капитал

Профайл компании

×


Международные соглашения

◉ Заключить стратегическое партнерство с Ираном

Инициатор: президент.
Этап рассмотрения: законопроект внесен в Госдуму (№ 876025-8).

Помимо договоренностей по вопросам безопасности, обороны, военного сотрудничества и борьбы с терроризмом, всеобъемлющее стратегическое партнерство между Россией и Ираном предполагает развитие торгово-экономического и промышленного сотрудничества. Стороны договорились об упрощении торговли и бизнеса, сотрудничестве в банковской сфере, совместных инвестициях в экономику третьих стран.

Еще Россия и Иран собираются совместно противодействовать односторонним международным санкциям, взаимно компенсировать их негативные последствия, развивать независимую и современную платежную систему и укреплять прямое межбанковское взаимодействие.

◉ Упростить перевозку товаров с Китаем

Инициатор: правительство.
Этап рассмотрения: закон одобрен Советом Федерации (№ 841860-8).

Ратификация поправок в соглашение с КНР расширит основания для выдачи виз водителям, экспедиторам и переводчикам. Сейчас получить специальную визу могут только водители, проживающие в приграничных регионах России. При этом другие субъекты тоже заинтересованы перевозить грузы через границу с Китаем, отмечается в пояснительной записке. Принятый закон снимает эти ограничения и распространяет специальные правила на более широкий круг лиц. Поправки предполагают, что срок визы расширят до одного года с правом пребывать в стране до 30 дней. 

Новые правила — реакция на выросший спрос регионов России на торговлю с Китаем.

Альберт Трофимов, советник China Window

China Window

Федеральный рейтинг.

группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)

группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)

группа
Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market)

Профайл компании

×

.

◉ Определить правила перевозки грузов между Россией, Белоруссией и третьими странами

Инициатор: правительство.
Этап рассмотрения: закон одобрен Советом Федерации (№ 841859-8).

Соглашение регулирует автоперевозки пассажиров и грузов между двумя странами, транзитом по их территориям, с территории или на территорию третьего государства и каботажные автомобильные перевозки грузов. Документ устанавливает, что власти будут обмениваться информацией о наименовании перевозчика, маршруте следования, расписании движения и остановках. При перевозке груза с территории или на территорию третьего государства получать разрешение не придется. Это противоречит российскому закону от 24.07.1998 № 127-ФЗ и потребует внесения изменений, отмечается в пояснительной записке.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля