Подписаны законы о внедрении электронного производства и документооборота в КоАП
Согласно поправкам при наличии технической возможности в судах, органах или у должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, подавать и получать документы можно будет в том числе через портал госуслуг
Ранее эксперты «АГ» положительно оценили поправки, подчеркивая, что уже давно назрела необходимость установления нормативной базы в указанном вопросе, однако обратили внимание на сложности, которые могут возникнуть на практике. В ФПА РФ поддержали само расширение возможностей для направления процессуальных документов в электронном виде, однако отметили, что поправки не в полной мере устраняют регуляторный барьер на пути эффективного развития электронного правосудия, а также высказали опасение, что дистанционное рассмотрение любых дел может обернуться нарушением процессуальных полномочий сторон.
Владимир Путин подписал законы, закрепляющие в КоАП РФ правовую основу для направления любых процессуальных документов в электронном виде, а также дистанционного участия в производстве по делам об административных правонарушениях посредством систем видео-конференц-связи и веб-конференции.
Как ранее писала «АГ», первым законом дополняется гл. 24 КоАП ст. 24.8 «Подача процессуальных документов участниками производства по делу об административном правонарушении» (законопроект № 758177-8). Участники производства по делу об административном правонарушении смогут подать заявление, ходатайство, жалобу, протест и иные документы на бумажном носителе или при наличии технической возможности в суде, у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При подаче документов в электронном виде прилагаемые к ним документы должны быть представлены также в электронном виде.
Закон предусматривает, что документы, изготовленные в электронном виде, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участником производства по делу в суд посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг либо информационной системы, определенной Верховным Судом, Судебным департаментом при ВС, либо систем электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Поправки закрепляют в КоАП, что предусмотренные им постановления, решения, определения, протоколы и другие процессуальные документы могут изготавливаться в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, при наличии технической возможности в суде, у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело.
Также закон устанавливает, что участников производства по делу об административном правонарушении смогут извещать или вызывать к судье, в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, в том числе путем отправки CMC-сообщения или направления извещения по электронной почте при согласии лица на получение извещений. В случае участия в деле защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или представителя потерпевшего извещение, адресованное лицу, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевшему, может быть вручено или направлено, соответственно, защитнику или представителю.
В ст. 28.2 «Протокол об административном правонарушении» КоАП теперь зафиксировано, что в случае, если по объективным причинам при составлении протокола не может присутствовать лицо, в отношении которого возбуждается дело о правонарушении, или его законный представитель, их присутствие может быть обеспечено путем использования систем ВКС или веб-конференции при наличии технической возможности. Законом устанавливается, что в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, в местах отбывания административного ареста либо специальных учреждениях используются системы ВКС соответствующих органов и учреждений.
Вторым законом вносятся корреспондирующие изменения (законопроект № 758179-8) в Закон о введении в действие КоАП. Согласно закону Правительство РФ, государственные органы, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при ВС РФ и Банк России в пределах своих полномочий будут определять порядок подачи и направления процессуальных документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Подчеркивается, что требования к техническим и программным средствам, используемым при организации применения систем ВКС и веб-конференции, при выполнении документов в электронном виде и подписании (заверении) их электронной подписью, к использованию интернета для направления таких электронных документов, перечень таких документов, подлежащих приобщению к делу на бумажном носителе, определяются в порядке, установленном ВС РФ, Судебным департаментом при ВС и Правительством РФ в пределах своих полномочий.
Авторы законодательной инициативы отмечают, что внедрение электронного производства и документооборота по делам об административных правонарушениях соответствует современным тенденциям развития процессуального законодательства РФ и будет способствовать повышению оперативности производства по таким делам, обеспечению гарантий доступности правосудия, а также сокращению процессуальных издержек. Внесение проектируемых изменений в КоАП позволит сократить расходы бюджетов бюджетной системы РФ в связи со снижением затрат на хранение, обработку и пересылку процессуальных документов в бумажном виде и уменьшением издержек по делам об административных правонарушениях, считают разработчики.
Поправки, направленные на цифровизацию производства по делам об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 июля 2025 г.
Ранее в комментарии «АГ» старший партнер АБ г. Москвы «Глушков, Саенко и партнеры» Антон Саенко подчеркивал, что законодателем уже давно предпринимаются попытки внесения в КоАП изменений, детализирующих способ подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе в форме электронного документа. Адвокат считает, что принятые поправки соответствуют современной тенденции развития процессуального законодательства, существенно упростят взаимодействие между судом, компетентным органом и участником по делу об административном правонарушении. В то же время Антон Саенко обратил внимание на проблему слабого технического обеспечения мировых судебных участков, которые в основном и рассматривают дела об административных правонарушениях, особенно находящихся в субъектах России.
Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко отмечал, что рассматриваемые законодательные изменения и дополнения являются естественным и неизбежным развитием процессуального закона, вызванным все шире и глубже покрывающей нашу жизнь цифровизацией. Вместе с тем, по его мнению, предлагаемые новшества содержат в себе возможность возникновения путаницы при использовании предусмотренных ими способов обмена информацией. «Предполагается множество “точек входа” для участников производства по делу об административном правонарушении. Если в итоге все эти способы электронного взаимодействия будут “стекаться” в единую систему и участники смогут видеть все происходящее с использованием любых способов, то, возможно, проблем и не возникнет. Но если участнику нужно будет отслеживать и помнить, когда и каким способом он совершал то или иное действие, то обмен информацией будет сильно осложнен», – полагает эксперт.
Касательно возможности вручения участникам постановлений и иных документов путем размещения документов на электронных ресурсах, их направления в личный кабинет Павел Гейко отметил, что сбои в работе электронных систем российских судов могут повлечь такие негативные последствия для участников, как неполучение имеющих существенное значение документов, неизвещение о процессуальных действиях, пропуск сроков обжалования и др.
Юрист Кирилл Кравченко указывал на то, что нормативное регулирование ВКС появилось в КоАП в 2018 г., при этом, как показала практика, техническая возможность провести заседание по делу об административном правонарушении с ВКС в разы ниже, чем в арбитражном процессе. Касательно режима веб-конференции или онлайн-заседаний он подчеркнул, что уже давно назрела необходимость установления нормативной базы в указанном вопросе, как это сделано, например, в ст. 153.2 АПК РФ. При этом эксперт отметил, что следует учесть опыт и ошибки прошлых лет, чтобы не лишиться права на защиту: например, определить, нужно ли при объявлении перерыва заново согласовывать с судом проведение веб-конференции; закрепить, как дистанционно демонстрировать (обозревать) оригиналы доказательств, на которые ссылается участвующее в деле лицо; может ли орган, рассматривающий дело, отказать в удовлетворении ходатайства об участии в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции, если участник производства или его представитель находятся в том же субъекте РФ, что и орган, рассматривающий дело.
Юрист, член исполкома Башкортостанского отделения АЮР Надежда Крылова обращала внимание на то, что законодательство о производстве по делам об административных правонарушениях не всегда успевало как за новшествами сферы информационно-телекоммуникационных технологий, так и за тенденциями развития процессуального законодательства в части электронного производства и документооборота, судебных заседаний с использованием систем ВКС и веб-конференций. Эксперт положительно оценила законы, поскольку эти изменения сферы правоотношений при производстве дел об административных правонарушениях уже давно назрели. Правовая основа для полноценного электронного производства и документооборота любых процессуальных документов, а также дистанционного участия в производстве по делам об административных правонарушениях важна и необходима, заключила она.
Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян отмечала, что принятые изменения направлены на унификацию подходов к осуществлению электронного взаимодействия в процессе осуществления правосудия вне зависимости от вида процесса. Сами по себе эти изменения ожидаемы уже более девяти лет, и они, безусловно, необходимы для реализации суперсервиса «Правосудие-онлайн».
Однако, по ее мнению, закон, вносящий корреспондирующие изменения, вызывает удивление, так как вместо ожидаемой унификации стороны административного процесса получают множественность ведомственных актов, регулирующих процесс электронного взаимодействия с административными органами разного уровня. «То есть бизнес вновь будет поставлен перед необходимостью учета множества разрозненных, как правило, противоречивых требований к форме и порядку направления документов в административном процессе. В совокупности с отсутствием прозрачности в раскрытии информации об административных делах, находящихся в ведении судов общей юрисдикции, эти новеллы нельзя назвать полностью устраняющими регуляторный барьер на пути эффективного развития электронного правосудия. К сожалению, в законе так и не нашлось места для сервисов, подобных картотеке арбитражных дел и электронному стражу, уже 14 лет обеспечивающих прозрачность и доступность правосудия для бизнеса в арбитражных судах», – поделилась мнением Елена Авакян.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян также поддержал расширение возможностей для направления процессуальных документов в электронном виде, поскольку это облегчает деятельность сторон. Вместе с тем, по его словам, увлечение дистанционным рассмотрением любых дел, включая административные, поддержать нельзя. «Процесс посредством ВКС – это неполноценная, дефективная пародия на реальное очное судопроизводство, в которой будут ущемлены права слабейшей стороны. Забота об оперативности и сроках рассмотрения дел обернется нарушением процессуальных полномочий сторон. В идеальной схеме так называемые разумные сроки не должны быть большим приоритетом, чем забота о реализации прав участников судопроизводства. Мы с сожалением наблюдаем тенденцию физического отдаления суда от его участников и вспоминаем дореволюционные и советские суды с залами, набитыми посетителями, пришедшими поддержать правосудие, и поздний советский период, когда председатели ВС и нижестоящих судов осуществляли личный прием граждан и адвокатов», – подчеркнул он.