Почему при закупках через подотчетных лиц чека ККТ недостаточно для учета?

Почему при закупках через подотчетных лиц чека ККТ недостаточно для учета?

17 февраля 2025

Почему при закупках через подотчетных лиц чека ККТ недостаточно для учета?

© hin255 / Фотобанк 123RF.com

С 1 января 2025 года вступили в силу важные изменения в Закон № 44-ФЗ. Согласно обновленным нормам, с указанной даты для всех заключаемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ контрактов, в том числе государственных и муниципальных, письменная форма является обязательной. Указанное требование важно учитывать и при упрощенных способах осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Иными словами, теперь любой контракт должен быть заключен в письменной форме. Мы рассказывали об этом в материале "Изменения в Законе № 44-ФЗ, о которых нужно знать бухгалтеру".

Поправки вызвали, без преувеличения, шквал вопросов. Как быть с покупкой товаров через подотчетных лиц? Может ли сотрудник приобрести товары для нужд учреждения за наличные и оформить авансовый отчет? Является ли кассовый чек договором в письменной форме?

Новая редакция Закона № 44-ФЗ не запрещает закупки через подотчетных лиц. Просто теперь при учете совершенных подотчетным лицом покупок не получится ограничиться одним лишь кассовым чеком - для подтверждения письменной формы сделки сотрудник должен предоставить в бухгалтерию также другие двусторонне подписанные документы, в частности, товарную накладную, акт выполненных работ, акт оказанных услуг.

Дело в том, что закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Стороной контракта является заказчик, а не конкретное должностное лицо / работник учреждения. Полномочия должностного лица на заключение сделок от имени юридического лица не требуют подтверждения только в том случае, если должностное лицо является единоличным исполнительным органом юрлица. Применительно к организациям бюджетной сферы таким лицом является руководитель. Поручая осуществление закупки подотчетному лицу, руководитель наделяет такое лицо полномочиями по определению единственного поставщика, а также на приемку товаров, работ, услуг.

Документы, подтверждающие полномочия на совершение закупки от имени юридического лица, необходимы для того, чтобы продавец (исполнитель, подрядчик) понимал - он является участником закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ либо Законом № 223-ФЗ. В противном случае он будет обязан соблюдать только те требования законодательства РФ, которые обусловлены заключением договора с физическим лицом, то есть следовать правилам розничной торговли и оформлять соответствующие документы с учетом тех требований законодательства, которые установлены в отношении подобного рода сделок. В отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, государственный/муниципальный контракт, а также гражданско-правовой договор бюджетного / автономного учреждения публичным не является. Правовые последствия заключения публичных договоров розничной торговли и гражданско-правовых договоров с юридическими лицами для продавца могут различаться. Так, например, заключение договоров с физлицами, действующими от имени юридических лиц, может повлечь претензии со стороны налоговых органов по поводу обоснованности применения специального налогового режима (постановление АС Северо-Западного округа от 07 марта 2023 г. № Ф07-23308/22).

Кассовые и товарные чеки являются документами, подтверждающими покупку товаров за наличные расчет в розницу. Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара. Поскольку такой договор является публичным, то по умолчанию стороной такого договора является лицо, которое обратилось к продавцу с целью его заключения, то есть лицо, оплатившее товар. Соответственно, кассовый чек подтверждает заключение договора физлицом от своего имени, а не от имени учреждения-заказчика. Иными словами, кассовый и товарный чек свидетельствуют о соблюдении письменной формы договора, заключенного физлицом от своего имени.

О соблюдении всех требований законодательства со стороны учреждения-заказчика можно говорить только в том случае, если в целях осуществления закупки через подотчетное лицо были оформлены Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521) и доверенность, определяющая полномочия подотчетного лица при осуществлении закупки товаров, работ, услуг. Только такой комплект документов будет свидетельствовать о соблюдении письменной формы договора непосредственно заказчиком.

Кроме того, осуществление закупок подотчетным лицом требует дополнительных контрольных процедур, которые будут проводиться не в целях предотвращения нарушений, как это предписано законодательством о закупках, а уже после того, как закупка завершена. Риски предъявления претензий со стороны контрольных и надзорных органов будут исключены только в том случае, если проведена проверка достоверности информации, указанной в представленных подотчетным лицом документах, в частности:

  • контрагент проверен на реальность осуществления им соответствующих видов деятельности (розничной торговли, оказания услуг, выполнения работ);
  • исключен риск возникновения конфликта интересов;
  • контрагент соответствует требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Закупка товаров путем выдачи работнику подотчетных сумм является закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Принимая решение об осуществлении закупки подобным способом, учреждению необходимо проанализировать все возможные риски возникновения претензий со стороны контрольных и надзорных органов, поскольку отсутствие прямого запрета непосредственно в Законе № 44-ФЗ (как и в Законе № 223-ФЗ) вовсе не означает, что такое решение в полной мере отвечает требованиям законодательства.

Отдавая предпочтение такому способу, как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок (см., в частности, постановление Семнадцатого ААС от 18 апреля 2024 г. № 17АП-1871/24).

Вот и получается, что теперь покупки через подотчетных лиц (и тем более – с возмещением подотчетному лицу понесенных им расходов) могут осуществляться лишь в исключительных случаях.

Руководитель учреждения, принимая решение об осуществлении закупок подотчетными лицами, должен учитывать, что являясь лицом, уполномоченным выступать от имени учреждения, должен действовать в интересах этого учреждения добросовестно и разумно. При этом руководитель отвечает перед учреждением за убытки, причиненные в случаях:

  • недобросовестного и / или неразумного осуществления обязанностей по выбору и контролю за действиями / бездействием представителей, контрагентов по гражданско-правовым договорам, работников учреждения,
  • ненадлежащей организации системы управления учреждением.
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля