Начались судебные прения на втором круге рассмотрения уголовного дела адвоката Дианы Ципиновой

Прокурор просил признать ее виновной и приговорить к двум с половиной годам лишения свободы с запретом заниматься адвокатской деятельностью

Начались судебные прения на втором круге рассмотрения уголовного дела адвоката Дианы Ципиновой

Защитники Дианы Ципиновой в комментарии «АГ» отметили, что аргументы стороны обвинения в прениях не поразили своей убедительностью и взвешенностью, тогда как убежденность защиты в правоте позиции по делу только укрепилась.

30 октября в Урванском районном суде Кабардино-Балкарской Республики начались прения сторон на втором круге рассмотрения уголовного дела в отношении адвоката АП КБР Дианы Ципиновой, обвиняемой в применении насилия в отношении сотрудника полиции.

Напомним, конфликт между полицейскими и адвокатами, прибывшими к отделу полиции для оказания юридической помощи задержанному коллеге Ратмиру Жилокову, произошел в мае 2020 г. На первом круге рассмотрения Диана Ципинова была оправдана, однако кассация отменила приговор.

Как ранее сообщала
«АГ», 20 мая 2020 г. сотрудники межмуниципального отдела МВД России «Урванский» задержали и доставили в отдел полиции адвоката АП КБР Ратмира Жилокова. В целях защиты прав коллеги в отдел МВД прибыли адвокаты АП КБР Наталья Магова, Диана Ципинова и Людмила Кочесокова. По заявлению адвокатов, несмотря на предъявление ордеров, удостоверений и паспортов, защитникам не удалось оказать квалифицированную юридическую помощь задержанному из-за воспрепятствования этому нескольких полицейских во главе с начальником Радионом Шогеновым. При этом полицейские затащили Диану Ципинову в здание отдела и заковали в наручники.

Через несколько дней Наталья Магова, Диана Ципинова и Людмила Кочесокова направили в АП КБР обращение в целях защиты нарушенных профессиональных прав, в котором изложили детали инцидента. Адвокаты указали, что после случившегося у них имеются видимые телесные повреждения, и подчеркнули, что действия виновных сотрудников полиции должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 286 «Превышение должностных полномочий» УК.

Впоследствии в отношении Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой были возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти» УК. Следствие, в частности, сочло, что в ночь инцидента Диана Ципинова, находясь на площадке перед входом в отдел полиции, нанесла полицейскому Тимуру Нагоеву удар рукой по лицу, царапины предплечий, толкнула в грудь и шею, а затем ударила ногой в паховую область, тем самым причинив ему телесные повреждения. 

7 июля 2023 г. Урванский районный суд КБР вынес оправдательный приговор в отношении Дианы Ципиновой, признав, что в ее действиях отсутствовал состав преступления. Суд, в частности, отметил, что по делу не представлены доказательства, подтверждающие, что умыслом обвиняемой охватывалось применение к кому-либо, в частности к Тимуру Нагоеву, насилия в целях воспрепятствования исполнению должностных обязанностей. Суд также сослался на заключения специалистов-психологов и установил, что мотивом поведения Дианы Ципиновой послужили именно незаконные общественно опасные действия сотрудника полиции. Действия адвоката были признаны необходимой обороной, совершенной без превышения, в ситуации, когда она вынуждена была защищаться от посягательства.

29 ноября 2023 г. Верховный Суд КБР оставил оправдательный приговор в силе, отметив, что вопреки доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы вывод суда первой инстанции о необходимости оправдания адвоката в связи с отсутствием в ее деянии инкриминируемого состава преступления соответствует установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, основан на всесторонне проверенных доказательствах, которым дана надлежащая оценка. Доводы адвоката о том, что она хотела забрать из тамбура свой телефон, обвинением не опровергнуты, указал тогда ВС КБР. Суд счел обоснованными доводы Дианы Ципиновой об отсутствии у нее умысла на совершение какого-либо насилия в отношении сотрудников полиции, включая Тимура Нагоева.

Суд апелляционной инстанции добавил, что доводы адвоката об отсутствии у нее умысла на совершение какого-либо насилия в отношении указанного полицейского, которому она рефлекторно нанесла пощечину и другие удары, обхватившего ее сзади и нецензурно бранившегося в адрес адвоката, угрожавшего ей сексуальным насилием в отделе полиции, а также прикасавшегося к ней своим телом, подтверждаются исследованными судом заключением специалиста по результатам проведения судебной психологической экспертизы, заключением специалиста-психолога О. и заключением специалиста Х. по результатам комиссионного психолого-ситуационного исследования по видеоматериалам. 

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Генпрокуратура обжаловала оправдательный приговор и апелляционное постановление в Пятый КСОЮ. В кассационном представлении Игорь Ткачёв просил отменить названные решения, а уголовное дело передать на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе. По мнению кассатора, вопреки выводам судебных инстанций вина адвоката в инкриминируемом деянии подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. В свою очередь Диана Ципинова и ее защита представили возражения на доводы кассатора.

6 августа 2024 г. на сайте Федеральной палаты адвокатов РФ было опубликовано обращение российской адвокатуры в поддержку Дианы Ципиновой. Как ранее сообщила
пресс-служба ФПА, в преддверии заседания адвокатская корпорация выступила с обращением «в поддержку коллеги в борьбе за справедливость и объективное разрешение уголовного дела», которое на тот момент подписали президент ФПА Светлана Володина, президент Гильдии российских адвокатов, президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов Гасан Мирзоев, президент Федерального союза адвокатов России и Международного союза (содружества) адвокатов России Алексей Галоганов, председатель Союза молодых адвокатов России Екатерина Худова, а также 66 президентов адвокатских палат субъектов РФ.

В кассационном постановлении от 12 августа 2024 г. Пятый КСОЮ, в частности, отметил, что при рассмотрении этого дела суду первой инстанции следовало установить, были ли у полицейских основания для применения физической силы в целях пресечения неоднократных попыток подсудимой преодолеть сопротивление сотрудников полиции и проникнуть в здание ОМВД. Он посчитал, что без установления наличия или отсутствия оснований для применения сотрудниками полиции физической силы к адвокату и, как следствие, физического контакта невозможно подтвердить или опровергнуть правильность квалификации действий Дианы Ципиновой предварительным следствием.

Пятый КСОЮ также поддержал доводы кассатора о нарушении правил оценки доказательств, мотивируя тем, что суд взял за основу исключительно доказательства стороны защиты и оставил без должной оценки доказательства обвинения. Он также счел, что оправдательный приговор «загроможден описанием событий, фактов и объектов, не относящихся к делу». В итоге он отменил его, вернув дело на новое рассмотрение.

3 октября 2024 г. в Урванском районном суде КБР состоялось первое судебное заседание по делу. 28 ноября сторона защита подсудимой ходатайствовала о возврате дела прокурору, однако суд посчитал его преждевременным со ссылкой на то, что оно может быть заявлено позже.

30 октября этого года начались судебные прения по второму кругу рассмотрения дела, в ходе которых сторона обвинения просила признать подсудимую виновной в инкриминируемом преступлении и назначить ей наказание в виде двух с половиной лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, а также запрета осуществления адвокатской деятельности на два года.

Один из защитников Дианы Ципиновой, вице-президент ФПА РФ, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян рассказал «АГ», что в прениях он, в частности, привел два безусловных основания для возврата дела прокурору. «Во-первых, заявленный Дианой Ципиновой отвод следователю в связи со специфическими отношениями руководителя следственного управления и главного свидетеля обвинения рассмотрен самим руководителем следственного управления, а не его вышестоящим руководителем, как этого требует ч. 1 ст. 67 УК РФ. То есть заявленный отвод в соответствии законом не рассмотрен. Во-вторых, в обвинении по ч. 1 ст. 318 УК РФ ошибочно установлен мотив “личные неприязненные отношения”. После этого я перешел к доказыванию ложности обвинения и наличию достаточных оснований для оправдания Дианы Ципиновой в связи с нахождением ее в состоянии необходимой обороны», – сообщил он.

В свою очередь адвокат АП КБР Рустам Тарханов в прениях подчеркнул, что Диана Ципинова является не обвиняемой, а потерпевшей, а в ее действиях отсутствует состав инкриминируемого ей деяния, поэтому она подлежит реабилитации.

В комментарии «АГ» Нвер Гаспарян отметил, что позиция обвинения вполне ожидаемая, а сами аргументы прокурора в прениях – не поразили своей убедительностью и взвешенностью: «Два с половиной года лишения свободы невинному – это предложение суду совершить судебную ошибку. Надеемся, что суд продемонстрирует свою приверженность правде и закону!»

Рустам Тарханов добавил, что исходя из выступления государственного обвинителя убежденность защиты в правоте позиции по делу только укрепилась: «Надеемся, что суд услышал наши доводы и примет единственно верное решение, коим может быть только оправдательный приговор! За Диану Ципинову! За правду, справедливость, за адвокатское сообщество до победного конца!»

Следующее судебное заседание по прениям состоится 13 ноября, тогда планируется выступление еще двух защитников Дианы Ципиновой.

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля