Исследование Thomson Reuters: как ИИ меняет бизнес-модели юррынка
Иллюстрация: recraft.ai
Юридическому рынку США придется переосмыслить модели ценообразования: почасовая оплата теряет актуальность, а ценность результата важнее времени, затраченного на его достижение. К таким выводам пришли исследователи медиакорпорации Thomson Reuters. Появление нового тренда они связывают с использованием искусственного интеллекта и цифровизацией юрфункций. При этом фактически меняется вся бизнес-модель оказания юридических услуг. В России же новой сферой консалтинга для юрфирм может стать выстраивание в фирмах эффективных бизнес-процессов.
Растут затраты
Спрос на судебные процессы увеличился на 3,3% в 2024 году, а стоимость услуг юридических фирм возросла на 6,5%, несмотря на ослабление инфляции в США. Согласно прогнозным моделям Financial Insights рост спроса в 2025 году ослабнет по сравнению с 2024 годом. Но вместе с этим юрфирмы стали тратить больше денег: с 2012 года до начала пандемии рост расходов компаний составлял около 3% ежегодно, а в 2024-м достиг 5%. Этому послужили две причины, связанные с технологиями.
Во-первых, американские фирмы стали нанимать меньше молодых специалистов и больше опытных, прибегая к латеральному найму, что позволяет привлекать опытных сотрудников из других фирм. Это произошло из-за того, что рутинную работу, посильную младшим специалистам, удалось автоматизировать, в том числе с помощью ИИ. В результате доля партнеров и старших юристов увеличилась, а младших — сократилась, и затраты на зарплаты стали больше.
В России подобные тенденции пока не наблюдаются. По наблюдениям Дмитрия Утукина, основателя кадрового агентства Magic Staff, правотех-индустрия скорее упрощает работу младших юристов, но не заменяет их: «От замены юристов ИИ мы очень далеки. Запроса на специальные знания и навыки, например программирование на Python или работы с базами данных, из-за технологических нововведений массово не сформировался. Но на многих позициях по-прежнему требуется высокий уровень общего интеллекта, а не искусственного, а также английского языка и профильного опыта», — говорит он. «В России существует кадровый голод, особенно среди юристов среднего уровня с опытом работы 5-10 лет. Это люди, родившиеся в 1990-е во время демографического кризиса, понимают свою ценность и задирают ставки: у некоторых из них в 2024 году доход вырос в два раза. При этом на рынке много кандидатов без опыта или с минимальным опытом. В этом сегменте выбор у работодателя велик и роста их ценности пока нет», — объяснил Утукин.
Вторая причина увеличения расходов связана с затратами на цифровизацию. Внедрение ИИ в юридические процессы требует дорогой модернизации. Американские юрдепы поддерживают устаревшие системы, которые были созданы много лет назад и одновременно пытаются внедрять новые системы. Из-за этого расходы растут. Пока рост спроса на юруслуги позволяет компаниям справляться с этими затратами, но исследователи подчеркивают, что для успешной адаптации нужно разработать долгосрочный план технологий, который обеспечит гибкое и многолетнее планирование и инвестиции. Однако в России интеграция ИИ сталкивается с другими проблемами.
Российский путь
Один из самых частых способов использования искусственного интеллекта — создание ИИ-агентов (ботов), которые встают над базой знаний, то есть над уже существующей инфраструктурой, и начинают отвечать на вопросы и систематизировать данные. Но такие ИИ-агенты не работают без учетных систем. Тех самых, которые американские юрдепы вынуждены поддерживать и модернизировать.
Российские департаменты отстали от США в части внедрения технологий в юридическую сферу. Мы этот процесс начали позже и пропустили технологический цикл, который был у американских компаний. Поэтому сейчас проблем совместимости при интеграции ИИ-сервисов практически нет, а существующие системы достаточно актуальны.
Для юридических фирм в России сложилась ситуация уникальная: «До недавнего времени большая часть юридического бизнеса была представлена ильфами. Они принесли свои системы автоматизации, но когда они стали покидать российский рынок, то с ними ушли и системы, на которых были построены все процессы. Российский юридический бизнес был вынужден быстро перестраивать свою ИТ-инфраструктуру с нуля, находить современные решения на рынке. Благодаря этой вынужденной ситуации у нас сейчас достаточно высокий уровень цифровизации на современных системах», — объясняет Пелевин.
Сравнительно молодой рынок правотеха базируется на технологиях, которые позволяют интегрировать в себя искусственный интеллект. «Один из наших ИИ-продуктов — „Право.Знание“. Он „встает“ над базой юридических данных любой организации и на основе этой базы начинает отвечать на вопросы. Документы при этом могут храниться в любом формате. Главное, чтобы они существовали», — рассказывает Пелевин. Для этого в корпорации должна быть развита культура управления знаниями.
«Нефть», на которой сидят корпорации
Культура управления знаниями при этом недостаточно развита в России не только на уровне юридических департаментов, но в корпорациях в целом. «В компаниях часто хранится большой объем юридических данных, они могут быть плохо структурированы и организованы, но это буквально нефть, на которой сидит департамент. На ее основе можно получить высококачественные наборы данных для обучения ИИ и получить „топливо“, которое даст кратное увеличение эффективности работы», — говорит Пелевин. Опасения корпораций о безопасности данных или их использовании для обучения моделей конкурентов также важный вопрос, но развитие сферы ИИ позволяет решить эти вызовы.
Еще один краеугольный камень в вопросе интеграции ИИ — это организация бизнес-процессов. Сейчас на российском рынке даже с учетом ухода зарубежных вендоров есть достаточный выбор цифровых платформ, а также опыт их интеграции. Но эксперты предупреждают, что с точки зрения смыслового наполнения процессов в юридических департаментах часто не хватает компетенций и навыков.
По мнению СЕО «ПравоТех», это может стать новой сферой консалтинга для юрфирм: помогать выстраивать в корпорациях эффективные юридические процессы, начиная с описания бизнес-процессов. Только после этого можно накладывать цифровое решение. По его словам, сейчас нередко юрдепартаменты выбирают коробочное решение, которое может не удовлетворять потребностям на 100%, но которое содержит уже заложенные процессы.
И как бы быстро не развивались технологии искусственного интеллекта и правотех-вендоры, российскому юррынку предстоит выстраивать бизнес-процессы, чтобы не стагнировать в эру ИИ.
Исследование 2025 Report on the State of the US Legal Market